18 мая 2021

Устойчивое искусство с Натальей Капчук: почему тема экологии важна, и как ее раскрывают художники?

Тема глобального потепления и экологического кризиса стала настолько острой, что плотно врослась в современное искусство. Ведь это один из сильнейших каналов, через который можно точно и понятно донести до людей последствия их сегодняшнего поведения.

Наталья Капчук, британский художник, эко-активист, арт-амбассадор Общества Искусств, Моды и Спорта при Парламенте Великобритании и филантроп, рассказала о том, почему растет популярность эко-вопросов и как их отражает арт-сообщество. 

 

Наталья Капчук с работами серии The Lost Planet

 

У нас только одна планета, и мы должны сохранить ее ради общего будущего

 

За время моей художественной деятельности защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия и экосистем стали достаточно востребованными темами, их освещение возросло в геометрической прогрессии. Когда я начинала свой путь в индустрии 8 лет назад, произведения в данном направлении  уже были на каждом крупном арт-мероприятии Европы и США. За несколько лет эко-движение художников существенно расширилось и приобрело более четкие формы.

 

Одна из главных причин интереса к экологической повестке — увеличение потока информации о проблемах окружающей среды, катастрофах и их последствиях, доступность материалов от фондов и волонтеров с реальными картинами происходящего. Раньше мы мало уделяли внимание природе и животному миру, потому что не знали, а возможно и не хотели знать об их состоянии.

Теперь есть много документальных фильмов с исследованиями и экспедициями ученых, новостей с фото и видео доказательствами вреда промышленности и человеческой деятельности. Моя лента в инстаграм насыщена постами от National Geographic, WWF, Greenpeace, BBC Earth, Nasa, Born Free Foundation и организаций по очистке океана от пластика. У некоторых аккаунтов миллионы подписчиков, это очень классно! Столько людей хотят узнать нашу планету и возможности гармоничного существования на ней, а значит потенциально могут внести свой вклад в улучшение качества жизни всех ее обитателей. Думаю, что это наш главный шаг на пути к достижению целей устойчивого развития, одобренных в 2015 году представителями 193 стран мира. 

 

У нас нет запасной планеты. Я много путешествую и вижу, что природные условия меняются. К сожалению, большинство этих изменений негативны. Художники всегда внимательны к событиям в мире и реагируют на их в своем творчестве. Оставаться в стороне невозможно, и начинать нужно с себя. Я давно выработала для себя несколько привычек по бережному отношению к природе, экономии воды и света, использованию пластика и сортировке мусора. 

 

Начав серьезно заниматься художественной деятельностью, я решила посвятить работы нашей планете, потому что не могла сдержать свои чувства, мне хотелось отразить увиденное. В 2018 году появились первые произведения. Позже я назвала серию The Lost Planet. Многие мои друзья и знакомые, среди которых известные художники — Филип Колберт, Ричард Орлински, Ромеро Бритто, Ник Сайдер, — говорят о том же. Желание внести свой вклад в изменение ситуации на планете толкает нас на развитие темы и разных ее аспектов в своих произведениях. 

 

Важны и средства, и цель

 

Выражать свое отношение к природе и принципам устойчивого развития можно по-разному. Эко-арт в искусстве — достаточно молодое направление, которое сформировалось в конце 60-х — начале 70-х годов XX века. Оно стало развиваться отдельно от лэнд-арта и энвайронмента. Ключевой особенностью было восстановление среды. 

В наше время произведения эко-арта вышли за пределы исправления поврежденной местности за счет художественного преображения. Это могут быть картины, фотографии, принты, скульптуры, инсталляции и перформансы, которые информируют об экологической ситуации и уровне загрязнения, привлекают внимание к проблемам природы и животных в разных уголках мира, показывают возможности использования вторсырья и исследуют взаимосвязь между человеком и другими формами жизни. Они вдохновляют проявлять заботу по отношению ко всему живому и природным ресурсам, которые совсем не безграничны. Конечно, в таких работах превалируют натуральные материалы — художники выбирают экологически безопасные краски, используют камни, песок, стружки и даже продукты. У меня в студии целый стеллаж отведен натуральным наполнителям и декору, которые я собирала в разных частях света, от вулканического песка на острове Стромболи до коры деревьев из Сибири. 

 

На мой взгляд, знаковыми для эко-арта в его наиболее классическом понимании являются произведения и инсталляции Олафура Элиассона. Он напрямую задействует силы и элементы природы: воду, туман, солнечный свет и многие другие. Его новый выставочный проект «Life» очень показателен, он может дать чувствительный толчок к развитию и пониманию современного искусства и его роли в экологии. Экспозиция в музее фонда Бейелера (Базель, Швейцария) состоит из наполненных ярко-зеленой водой залов, которые плавно переходят в парк. Снятие стеклянных окон позволило стереть границы между музеем и парком, открыть доступ к искусству всем «посетителям» — не только людям, но и животным, птицам, рыбам, насекомым, растениям и микроорганизмам. Концепция достаточно амбициозная. 

 

Фрагмент выставки Life, Олафур Элиассон, Музей фонда Бейелер. Фото Patricia Grabowicz

 

В последние годы очень популярным стал жанр recycled art, иногда переходящий в trash art. Из ненужных и отслуживших свое предметов художники создают замечательные работы. В ход идут металлические детали бытовой техники, как у Дениса Куликова, кирпичи, как у Андрея Сяйлева, пластиковые и бумажные отходы, как у Вика Мюнис. Так художники рассказывают о локальных и глобальных проблемах. 

Куликов собирает металлические детали в родном Ярославле, привлекая жителей города к осознанному потреблению и правильной утилизации техники. Вик Мюнис призывает разобраться с огромными свалками на территории Рио-де-Жанейро и плохими условиями жизни малообеспеченных слоев населения в Бразилии, зачастую антисанитарными. Поэтому его временные инсталляции из подручных материалов и продуктов воссоздают шедевры великих мастеров, делая их более доступными. Для выставки в России Мюнис воссоздал портрет Маяковского из черной икры, а для Мэрилин Монро использовал собственную кровь. Этот акт можно рассмотреть как необычное современное искусство, к которому стали часто обращаться художники, как и рисование частями тела, получившее новую вспышку популярности благодаря Амоако Боафо. Кстати, Лоренцо Куинн в прошлом году написал картину в виде увеличенного отпечатка пальца своей кровью (размером 150х150 см) и передал все средства от продажи в благотворительную организацию. 

 

Апроприация «Демон» Врубеля, Вик Мюнис

 

Особенный экологический контекст тени в искусстве придал британский тандем Тима Нобл и Сью Вебстер. Художники создают из переработанных материалов и мусора ассамбляж, который при проекции света отбрасывают тень в заданной форме, обычно имитируя человеческий силуэт. Еще один лондонский художник Ник Джентри создает невероятные футуристические портреты из отработанных дискет, пленок видеокассет и дисков, которые вышли из употребления с появлением USB-флэшек и облачных технологий хранения данных. Скоро и сами флэшки могут стать таким же материалом для проявления креатива в искусстве.

 

Инсталляция Тима Нобл и Сью Вебстер

 

Меня впечатлили работы Вима Дельвуа с автопокрышками, которые я впервые увидела на Abu Dhabi Art Fair в 2014 году. Художник не считается приверженцем recycled art, но серия «Tyres» вполне относится к жанру. Превращение шин в скульптуры с изящной вязью в излюбленной манере бельгийского мастера эпатажа стало его вкладом в развитие эко-арта. Хотя вектор популярности материалу в высоком искусстве, по моему мнению, придал скульптор из Южной Кореи Йонг Хо Джи (Yong Ho Ji). Своими реалистичными произведениями животных, созданных из резиновых покрышек, он говорит об ужасной ситуации со свалками и системой переработки отходов — человечество загрязняет экосистемы, уничтожая их, и вместо следов диких животных в лесу или поле остаются следы протектора. 

Серия Tyres, Вим Дельвуа

 

Скульптуры из шин, Йонг Хо Джи

 

В 2019 году я сделала несколько произведений с использованием деталей конструктора LEGO, которыми поделились мои друзья, чьи дети подросли и променяли его на более современную версию — Minecraft. Я изучала информацию о вреде пластика и микропластика в водах Мирового океана и прочла исследование британских ученых в журнале Environmental Pollution. Они выяснили, что кубики Лего, сделанные из АБС-пластика на нефтяной основе, могут сохраняться в природе до 1300 лет! Выводы сделаны на основе анализа частей конструктора, которые волонтеры проекта LEGO Lost at Sea находят на побережье Великобритании — в 1997 году в прибрежных водах упал контейнер с 5 миллионами кубиков. Мои работы с пластиком посвящены этому глобальному экологическому кризису. На планете практически не осталось мест, где бы не было следов пластика. Это доказывают и произведения молодого художника Язана Абу Саламех, которые я увидела на ярмарке Art Dubai 2021 в марте. Он вмонтировал детали LEGO во фрагмент бетонной стены, поврежденной от обстрелов и взрывов. 

The Lego world, Наталья Капчук

Искусство имеет большое влияние на человеческое подсознание и восприятие картины мира, его роль в формировании экологической культуры будет расти. Сама тема экологии в произведениях будет развиваться по мере ухудшения ситуации и изменения климата, с последствиями которого мы будем сталкиваться. Но творческое созидание может помочь нам измениться самим и внести свой вклад в сохранение окружающей среды и экосистем, защиту исчезающих видов и сокращение загрязнения воды, воздуха и земли. Искусство дает нам силы, веру и надежду на лучшее. Все остальное — в наших руках.

 

Материалы предоставлены пресс-офисом Натальи Капчук – FPRBuro Communications Agency. 

Рубрика Культура

Читайте также

Культура

Pheromone: пространство о женщинах, для женщин, благодаря женщинам

Культура

Устойчивое искусство с Натальей Капчук: почему тема экологии важна, и как ее раскрывают художники?

Качество жизни

Гастрономический Питер — 6 классных мест, куда вам точно нужно заглянуть!