23 октября 2020

Наталья Капчук: о тенденциях на первых арт-выставках после локдауна

Наталья Капчук — британский художник, арт-амбассадор Общества Искусств, Моды и Спорта при Парламенте Великобритании, эко-активист и филантроп. Путешествуя по миру, Наталья изучает окружающую среду и последствия влияния на нее человека, а также уже несколько лет посещает важные международные ярмарки и события в арт-индустрии. С 2019 года её профессиональное увлечение переросло в проект Kapchuk Art Diaries — видеообзоры выставок и ярмарок современного искусства. После ярмарки Cosmoscow 2020 и культурного марафона в Лондоне Mayfair Art Weekend 2020, Наталья Капчук поделилась с Women Talk своими наблюдениями о трендах в индустрии и именами художников, создающих наиболее интересные работы на тему eco-art.

Наталья Капчук, Cosmoscow 2019

Наталья Капчук, Cosmoscow 2019

В этом году большинство крупных арт мероприятий в связи с затянувшимся локдауном были отменены или переведены в формат online, поэтому 8-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow стала для меня ожидаемым событием.

 

Прогрессивные экспонаты в направлении eco-art, которые зацепили меня на Cosmoscow

Одной из «жемчужин» ярмарки стал eco-проект «Живой уголок» художника Марго Трушиной, создающей гибридные скульптуры, art-интервенции и «живые» инсталляции, в которых она задействует как природные материалы, так и ready-made: растения, дерево, почву, воду, стекло, керамику, силиконовые и другие объекты. Интерактивная иммерсивная сайт-специфик инсталляция вызвала у меня ассоциации с фантастической повестью «Слово для леса и мира одно» американского автора Урсулы Ле Гуин, в которой лес является метафорическим подсознанием планеты, имеющим телепатическую связь с аборигенами. Мифический сад Марго Трушиной такой же живой: благодаря встроенным в арт-объекты датчикам и устройствам растения и камни светились, пели и разговаривали с людьми, резонируя при прикосновении и движении. Интересно, что звуковой ландшафт, который исходил от гибридных растений-скульптур, не был взят из стандартных саунд-библиотек, а являлся уникальными field recordings художницы.

Живой уголок, Марго Трушина, Cosmoscow 2020

Живой уголок, Марго Трушина, Cosmoscow 2020

 


Совместно с Лабораторией Playtronica Марго Трушина записала естественные природные шумы и звуки на одном из островов Таиланда, где жила во время локдауна.


 

Живой уголок, Марго Трушина, фрагмент

Живой уголок, Марго Трушина, фрагмент

Среди других произведений, посвященных теме взаимоотношений человека с окружающим миром, меня заинтересовали работы экстремального фотографа Ольги Мичи. На Cosmoscow 2020 в Prolab Gallery можно было увидеть не только три фотографии из её этнографического проекта «Уязвимые», посвященного проблемам вымирающих народов Африки, но и впервые представленную концептуальную серию цифровых произведений «Лицо Божества», исследующую идею и роль Бога в современном обществе. В объективе Ольги Мичи «уязвимые» коренные народы с оружием в руках предстают не только втянутыми в военные конфликты заложниками ситуации на континенте, но и независимыми индивидуумами в своём мировоззрении и верности культурным традициям. А в созданных с использованием технологии пластификации работах второго проекта мне понравился философский взгляд на взаимоотношения человека и божества через маску.

Исконный супергерой, Ольга Мичи

Исконный супергерой, Ольга Мичи

 

Союз эпох, Ольга Мичи

Союз эпох, Ольга Мичи

 


Ритуальные маски туземцев Ольга Мичи коллекционировала в течение 15 лет путешествий по миру.


 

Для меня произведения Мичи представляют важность с точки зрения антропологии и отношения к природе как отражение влияния массового общества потребления и окружающей среды на культурное своеобразие и восприятие мира малых этнических групп, заставляя нас переосмыслить современные ценности.

Патриарх племени, Ольга Мичи

Патриарх племени, Ольга Мичи

Своеобразным открытием для меня стали работы художника из Якутии Дуни Захаровой (DUZA), создающей скульптуры из текстиля. Ее проект 2015 года «Вымершие виды» получил новое развитие и вылился в несколько десятков небольших антропоморфных существ-корешков, которые являются фантазией автора на тему вымерших или вовсе не существовавших видов жизни. Подтекст работ Дуни Захаровой насыщен глубоким индивидуализмом, ориентированным на то, чтобы познать себя, свои желания, эмоции и страхи в контексте родной «языческой» культуры, потеря связи с которой прямо пропорциональна исчезанию якутского языка. После занимательного экскурса в основы якутского словообразования я посмотрела на работы художника по-другому, задумавшись о том, что в до- и постчеловеческих формах жизни скрыто предупреждение людям, которые стремительно разрушают экологию планеты, ставя под угрозу свое существование.

Серия Вымершие виды, Дуня Захарова

Серия Вымершие виды, Дуня Захарова

 

Серия Вымершие виды, Дуня Захарова

Серия Вымершие виды, Дуня Захарова

 

Mayfair art weekend 2020

В начале октября я посетила 7-ой Mayfair Art Weekend — ежегодный международный арт-фестиваль, в котором приняли участие 34 галереи. В программу мероприятия в этом году были добавлены три новых формата: Mayfair Sculpture Trail, Mayfair Gallery Publication и May Fair Showreel Award, в рамках которого был представлен проект Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски «Where is my plastic bag?». Художницы организовали сбор пластиковых отходов в культурных институциях Москвы, и после переработки материал пошел на изготовление скульптур.

Наталья Капчук, инсталляция с пластиковым мусором

Наталья Капчук, инсталляция с пластиковым мусором

 


Лилия Ли-ми-ян и Катерина Садовски сами занимались сортировкой мусора, а это очень кропотливая, сложная и далеко не самая приятная часть работы.


 

Plastic Network, 2019

Plastic Network, 2019

 

The World is on Fire, 2019

The World is on Fire, 2019

 
Все участники Mayfair art weekend работали в выходные — для Европы это редкость! Поэтому у ценителей искусства был шанс спокойно посетить если не все, то большинство галерей международного уровня. В Gazelli Art House я отметила трехминутный видеоролик «Nature Abstraction 2.0» медиахудожника Маттео Заманьи. Сам автор назвал свою работу «интерактивной real-time VR-инсталляцией», в которой он показывает невидимую невооруженным глазом красоту и многообразие форм природы через фракталы, рассматривая естественную среду обитания через призму математики.

Математический расчет и знание законов физики использует в своих работах британский оп-арт дизайнер Пол Кокседж. Коллекцию предметов интерьера Slump, в которой он соединил стекло, металл, дерево, и свет, представила Carpenters Workshop Gallery. Экспериментируя с переработанными материалами, Кокседж продвигает идею sustainable design. Особенно мне приглянулся столик с очень прямолинейным названием Rock Coffee Table, круглая поверхность которого напоминает гладь воды, а единственная опора — кусок скалы. Просто, но с фантазией, в соответствие с природной гармонией и с присущей лаконичностью.

Думаю, всех художников, на работы которых я обратила внимание, объединяет страсть и вера в то, что они могут изменить экологическую ситуацию путем продвижения своих идей, предлагая инновационные и нестандартные методы решения острых вопросов.

 

Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-офис Натальи Капчук — FPRBuro Communications Agency.

Рубрика Культура

Читайте также

Бизнес

Как стать дизайнером одежды. Кейс MASTERPEACE. Личный опыт Евгении Линович

Культура

Эксклюзив. Интервью с Евгением Папунаишвили

Красота

Идеальная форма Ким Кардашьян — пластика или правильный стиль жизни?