02 октября 2020

Бизнес после локдауна: о том, как восстанавливается бизнес в России и что позволило компаниям остаться на плаву

Алиса Мисникова
Основатель и главный редактор Womentalk.club


Последние полгода для многих CEO и предпринимателей оказались очень сложными, продолжительный локдаун внёс свои неисправимые коррективы.

Пришлось адаптироваться под новые реалии, многим научиться пользоваться Zoom-конференциями, создавать новые онлайн-площадки для своих услуг, организовывать доставки, адаптировать новый маркетинг-план, и, наконец, кому-то полностью диджатализороваться.

Но во всем этом есть очень грустная нотка. По оценкам Microsoft, мировой уровень безработицы может достичь 250 млн человек к концу 2020 году.

К сожалению, не все смогли выстоять. Поэтому апофеозом этих событий стало банкротство даже признанных мировых брендов — Pizza Hut, Hertz, Clarisonic и других.

Чья-то предприимчивость оказалась сильнее. Многие закрывали одни бренды, создавали другие, переезжали на новые локации или вообще уходили в другие отрасли, на что так долго не решались.

Как раз в пандемию из Форума Women Talk и Instagram-сообщества вырос целый независимый женский портал — площадка Womentalk.club. В агентстве Mayba Media в то время, когда мы забыли о массовых и корпоративных event-ах, появился спрос на ребрендинг и качественный контент.

О том, как восстанавливается бизнес в России и что позволило компаниям остаться на плаву, читайте в комментариях Яны Лапутиной (Время Красоты), Елены Шевцовой (PESHI), Карзан Сергея (Verba Mayr) и Марии Фадеевой (Face Fit).


Яна Лапутина
Телеведущая, бьюти-эксперт, совладелица клиники
эстетической медицины «Время Красоты»


Локдаун стал для всех нас серьезным испытанием на прочность и тем вариантом «тимбилдинга», на который в обычных обстоятельствах ни один бизнесмен не пойдет. Но в какой-то степени я даже благодарна пандемии за то, что в этот период смогла пересмотреть бизнес с точки зрения его эффективности.

Обычно после 7 лет существования бизнес уходит в стадию плато — вы привыкаете к стабильному хорошему доходу и новые пути развития не рассматриваете. Это большая ловушка.

С начала лета я наметила себе план, согласно которому за 3 месяца клиника «Время Красоты» прошла полную перезагрузку:

  1. Полностью обновилась структура управленческого состава, мы попрощались с теми, кто не верил в то, что можно двигаться дальше. Появилась более четкая и кристально чистая для сотрудников система координации и подчинения.
  2. В 2 раза увеличился штат как дерматокосметологов, так и пластических хирургов. Я верю, что именно масштабирование позволяет бизнесу в сегменте эстетической медицины оставаться сегодня на плаву. А совместная работа этих двух подразделений клиники даст пациенту максимально выраженный долгосрочный результат.
  3. Были оптимизированы рекламные расходы и осуществлен переход из принта в онлайн. Мы учимся транслировать информацию именно через социальные сети — ведь именно в них окончательно переместилось информационное поле.

Мы всегда были клиентоориентированными, но сейчас — более чем когда-либо. За те же деньги наши специалисты предоставляют услуги гораздо более высокого качества и по более высоким стандартам. Весь этот комплекс мер позволил нам нарастить обороты после локдауна и достигнуть экономических показателей прошлых лет.



Елена Шевцова
Коммерсант, ресторатор, концепт-шеф, владелица ресторана PESHI


Рассказ о том, как мы восстановились после пандемии, я бы начала с того, как мы уходили на «самоизоляцию» и закрывали ресторан для посещения гостей.

Наблюдая за происходящим в других странах, мы начали готовиться к закрытию заблаговременно.

Доставка — это гораздо сложнее, чем просто взять блюдо из основного меню, положить в бокс и отдать. Не все блюда подходят под формат доставки, поэтому здесь все работает по другим технологическим картам.

На в PESHI расширенное меню доставки и отдельный удобный сервис был готов еще до официального объявления о временном прекращении работы всех гастро-проектов. Причиной такой оперативности стали наши дополнительные услуги — обслуживание частных бортов и кейтеринг, которые мы оказывали уже несколько лет.

Поэтому мы не тратили время, налаживая доставку — практически все уже было готово. Многие гости знали о возможности заказать из ресторана на дом, кто-то уже заказывал. И когда ресторан закрылся, мы сделали упор на доставку. Оперативно запустили сайт, начали сотрудничать с различными сервисами — Яндекс Еда, Деливери Клуб, May Delivery и т.д. С первого же дня посыпались заказы.

Все это — благодаря сформированному доверию. Мы проверяем своих сотрудников, следим, чтобы не было заболевших, используем все необходимые средства защиты и бесконтактную доставку.

В пандемию мы оптимизировали внутренние процессы в ресторане. Это коснулось и сотрудников. Некоторых мы перевели на частичную занятость, некоторые отделы объединили. Этот период очень сильно повлиял на наш коллектив. Мы считаем, в лучшую сторону. Именно те люди, которые действительно свои, согласились объединиться, стали еще более дружны, сплочены. Все изменения пошли на пользу всему ресторану.

Служба доставки с расширенным меню, продолжает работать и набирает обороты. Многие наши постоянные гости пользуются доставкой блюд из PESHI, работая удаленно. Это очень приятно. Ресторан «выжил» благодаря поддержке и пониманию постоянных гостей.

Сейчас ресторан работает в прежнем режиме. Мы рады, что даже успели открыть летнюю веранду с видом на Кремль. Более того, в середине октября PESHI исполняется 10 лет, и мы планируем устроить большое празднование этого события — с командой, гостями и журналистами.

2020 год был действительно переломным и заставил задуматься о многом, пересмотреть свои планы и приоритеты. Но, как говориться, если одна дверь закрывается, то где-то точно открывается другая. Сейчас у меня еще больше планов, связанных с развитием бизнеса, не только ресторанного, но и сельскохозяйственного.



Карзан Сергей Геннадьевич
Управляющий австрийского центра здоровья Verba Mayr


Уроки карантина

За время карантина мы создали новый продукт — программу «Самоизоляция», ввели новое генетическое исследование, которое выявляет гены и факторы, влияющие на противовирусный и антибактериальный иммунитет, разработали две линейки специальных программ: одна — по психологической поддержке и разгрузке «Управление стрессом», вторая — по укреплению иммунитета. Ожидает запуска еще одна новинка — медицинская программа для укрепления здоровья легких. Все это — ответ на запросы наших гостей.

Онлайн-присутствие

Мы запустили платформу для онлайн-продаж лечебных продуктов, готовых рационов питания, БАД и косметики в 2017 году. В 2020-м интернет-магазин продолжает работать и показал отличные результаты: в апреле наблюдался рост выручки в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лекции врачей ушли в онлайн и сейчас доступны в виде прямых эфиров и IGTV в Instagram-аккаунте центра. Консультации врачей и услуги психотерапевта теперь возможны и удаленно, в рамках онлайн-сессий.

Связь с клиентами

Мы усилили присутствие врачей в социальных сетях и сделали его более интерактивным: если раньше это были видеолекции, то сейчас — прямые эфиры с ответами на вопросы и консультациями. Стали больше работать с клиентами через партнеров. В период пандемии ощущался дефицит хороших новостей, и на общем негативном фоне наши анонсы новых продуктов были интересны и востребованы.

Новое в бизнесе

Произошли значительные изменения и в составе услуг, и в бизнес-процессах. Зона СПА совсем недавно открылась после полной реновации, которую мы успели сделать за период консервации этой зоны. До сих пор в центре действуют беспрецедентные меры безопасности, связанные с уборкой и постоянной дезинфекцией поверхностей. Обеспечили всех средствами индивидуальной защиты, дважды в день измеряем температуру персонала и гостей, с начала июня ввели регулярные еженедельные тестирования всех сотрудников на антитела и РНК коронавируса. Предоставление отрицательного результата теста на коронавирус — обязательное требование при заезде гостя к нам.



Мария Фадеева
Эксперт по фитнесу для лица, соосновательница студий лифтинга лица Face Fit


Пандемия, безусловно, драматически затронула бьюти-индустрию: статистика показывает не очень позитивные цифры, но наша сеть выдержала этот удар, несмотря на то, что мы являемся студиями с моноуслугой (как правило, выжили салоны полного спектра услуг).

Сейчас наша цель — обеспечить гостям безопасное и комфортное посещение студии. Для этого:

  • мы поставили перегородки между каждым креслом, соблюдая дистанцию в 1,5 метра,
  • все наши мастера работают в защитной униформе, шлемах и перчатках,
  • администраторы встречают посетителей с градусником,
  • на время отказались от угощения в виде кофе и других напитков.

Мы благодарны мастерам за соблюдение этих правил. Если вы были в Face Fit, то понимаете, что тренировка лица — очень интенсивная работа руками, и выполнять ее в защитных аксессуарах очень не просто.

Пандемия также показала, как важен домашний уход — в условиях изоляции мы старались поддерживать своих подписчиков и поклонников лифтинга прямыми эфирами, в которых показывали ручные техники самомассажа. Это было как никогда актуально, что было доказано большой активностью и ростом подписчиков в Instagram.

Несмотря на то, что ситуация стала стабильнее и наши студии вновь работают, мы продолжаем развивать этот формат в социальных сетях — такие домашние тренировки помогают поддерживать эффект от салонных процедур и дают нам возможность общаться с аудиторией за пределами Москвы, продвигать наше движение за естественную красоту по всей России и не только.



Рубрика Бизнес

Читайте также

Культура

9 сериалов для тех, кто соскучился по «Сексу в большом городе»

Качество жизни

Театр Crave ярко отпраздновал свой первый день рождения

Бизнес

Женское лидерство. Как изменить мир, оставаясь женщиной